Мнения Прощание с черноморским побережьем

Прощание с черноморским побережьем

Попрощавшись с морским побережьем Краснодарского края, куда я отвез семью отдыхать, подумал: скорее всего, сюда я приеду на машине только в случае крайней нужды.

За удобную семейную поездку на море пришлось заплатить многочасовым пребыванием в пробках и пекле. Россиянин, решивший отправиться к морю на машине, знает: если я даже и преувеличиваю, то совсем чуть-чуть.

Большую часть пути меня мучила мысль: и почему, интересно, для властей интересы человека на последнем месте? Когда что-то делается, то, упаси Боже, не для гражданина, а как будто назло ему. Ведь в конце концов патриотизм, о котором все, кому не лень, трубят на каждом углу, начинается с уважения к гражданам.

Дорога к морю и так не слишком легкая – узкая, с аварийными участками, серпантин. Конечно, можно было бы сделать тоннель или навесные мосты, которые позволили бы ездить к морю и чувствовать себя почти королем, но это огромные деньги. Поэтому о тоннеле можно лишь мечтать. Но вот о чем действительно мечтают все, оказавшиеся в аналогичной ситуации, так это о том, чтобы на перевале Шаумян между Майкопом и Туапсе, значительно сокращающем автомобилисту путь, появилась …поливальная машина. Недорогое и мудрое решение наших водительских проблем.

Перевал асфальтом не покроешь. Поэтому пыль на нем в сухую и жаркую погоду стоит настолько плотная, что ее, вдыхая, приходится глотать. Глаза от попавшей на лобовое стекло пыли не видят практически ничего, машину ведешь вслепую. Чертовски обидно – вокруг удивительная красота, а тебе настолько не до нее! Что удивляться, у нас человек, самостоятельно отправившийся на отдых, ни туристом, ни отдыхающим почему-то не считается. Казалось бы, не так трудно выделить на этот участок дороги одну-две поливальные машины… Но нет, если у железной дороги есть хозяин, что-то делающий для своих пассажиров, то автомобилисты у нас – ничьи, и жаловаться некому. Видимо, поливать дорогу, чтобы осадить пыль, просто никому не приходит в голову – это не тот вопрос, какой должна решать власть, пусть даже местная…

Есть на дороге, конечно, и пробки, о которых говорили и писали почти все. Но одно дело – стихийная пробка на дороге, другое – искусственно смоделированный, уж не знаю, с какой целью, затор. А такое тоже бывает – иначе скажите, с какой целью перед въездом в Туапсе, прямо на трасе соорудили огромный торговый центр? Вот от этого центра и начинается огромная пробка, которая тянется в обе стороны, почти до въезда в город. Автобусы, автомобили, маршрутки – все въезжающие в Туапсе обязаны провести несколько часов в этой пробке. И ничего с этим поделать никто уже не может.

Прибрежный поселок Лоо. Трасса делит населенный пункт напополам. Поэтому через крохотный Лоо ползти приходится (опять же по жаре) около часа, останавливаясь на въезде, затем на светофорах, перед переходами и пропуская пешеходов. Ну почему бы, учитывая загруженность трассы, не сделать два-три навесных перехода?! И жителям Лоо, и курортникам вполне бы этого хватило! А люди были бы еще и благодарны за то, что свободно пересекают дорогу и не дышат парами бензина.

Отдельная песня – это проезды полицейских постов в Большой Сочи. На подъезде к постам полиции дорога превращается в узкую тропу, по которой долго, медленно и печально следуют одуревшие от жары водители на своих горячих машинах. Полицейские ничего так особо не проверяют, но получают удовольствие от того, что людям очень жарко, поэтому пропускают каждую следующую машину, давая ей отмашку, крайне неторопливо.

Апофеоз водительского страдания - это участки дороги, которые вдруг, в разгар сезона начали ремонтировать. И что совершенно не укладывается в голове - что за срок эксплуатации дорог был заложен при строительстве, если эти дороги сдали буквально вчера для обслуживания Олимпиады?

И последнее наблюдение, уже не относящееся к дороге. На черноморском побережье Краснодарского края «рыночный капитализм», старательно внедряемый в нашем государстве, приобрел какие-то невероятно уродливые формы. Вроде наплыв туристов в связи с ситуациейв Турции должен был повлиять на снижение стоимости туристических услуг, но фактически все происходит с точностью до наоборот. Даже конкуренция подверглась мутации. Теперь в выигрыше не тот, кто предложит жилье, фрукты или услугу лучшего качества по меньшей цене, а тот, кто продаст самое плохое дороже остальных. То есть фактически конкуренция подменена вымогательством.

Я вернулся с моря и сочувствую тем, кто туда только отправляется. Теперь даже я, сторонник импортозамещения, очень серьезно подумаю над тем, стоит ли отдыхать на Черном море, которое от нас буквально в двух шагах. Или махнуть на зарубежный курорт, который обойдется лишь немного дороже. Ведь многие готовы заплатить уже только за то, чтобы чувствовать себя на отдыхе желанным гостем.

И всё-таки: что нужно сделать, чтобы кардинально поменять ситуацию? Да совсем немного! Нам – Северному Кавказу, да и другим регионам России, желающим стать курортами мирового значения, - нужно глобальное изменение психологии в пользу своих граждан. Пора понять, что научившись уважать себя, мы будем уважать и достойно принимать гостей. И менять психологию должны быть готовы не только хозяева квартир, пансионатов, турбюро и отелей, но и власти регионов – от сельсоветов до губернаторов.

Председатель комитета парламента КБР по культуре, развитию институтов гражданского общества и СМИ Борис Паштов

Поделиться новостью

Информация

Z Могу Адаптационная комиссия

Нужна помощь