Мнения Хабас Евгажуков: «У нас комиссия по адаптации, а не по помилованию»

Хабас Евгажуков: «У нас комиссия по адаптации, а не по помилованию»

В Кабардино-Балкарии в последние месяцы возросло количество обращений в комиссию по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, принявшим решение о прекращении террористической и экстремистской деятельности.

На пресс-конференции в РИА «Кабардино-Балкария», состоявшейся 5 апреля, министр по вопросам профилактики экстремизма в КБР Залим Кашироков сообщил, что с начала года рассмотрены два случая – Бленаовой и Хагундоковой, причем суд учел мнение адаптационной комиссии по обоим. На рассмотрении – еще три заявления. «Уже были возбуждены уголовные дела, идет следствие. Эти трое подозреваются в пособничестве бандподполью», - сообщил З. Кашироков.

При том, что адаптационная комиссия продемонстрировала свою нужность и целесообразность, президент Адвокатской палаты КБР Хабас Евгажуков выражает опасение, что обращения в нее могут стать массовыми и начнутся попытки превратить комиссию в рычаг давления на суд или следствие.

«Главным условием является добровольное прекращение заявителем своего участия в незаконных вооруженных формированиях или пособничества. У нас в республике это не всегда так. Зачастую люди обращаются, когда уже идет следствие или материалы переданы в суд», - отметил в беседе с корреспондентом РИА «Кабардино-Балкария» Х. Евгажуков, поделившись опасением, что могут начать обращаться даже осужденные.

«У нас не комиссия по помилованию, а комиссия по адаптации, которая не имеет и не может иметь никакого влияния на следствие и суд», - напомнил Х. Евгажуков.

Однако, подчеркнул президент Адвокатской палаты, комиссия детально рассматривает любое обращение, независимо от того, в какой момент человек обратился. Детально изучаются все материалы, в том числе уголовное дело, обвинительное заключение или приговор. Случаев отказа еще не было.

«И только после этого комиссия решает, насколько она может в данном случае оказать содействие», - отметил Х. Евгажуков.

Президент Адвокатской палаты рассказал, что в первых двух случаях было учтено наличие маленьких детей, показания обеих женщин, их поведение и желание вернуться к нормальной жизни. Поэтому комиссия и обратилась в суд с ходатайством, которое было учтено.

«Что касается остальных заявлений, то один из заявителей утверждает, что добровольно прекратил свое участие в НВФ. Другой же обратился к нам на стадии рассмотрения в суде второй инстанции. У него двое малолетних детей, беременная жена, сам он страдает эпилепсией», - отметил Х. Евгажуков.

Х. Евгажуков подчеркнул, что, как правило, комиссии приходится иметь дело с пособниками – людьми, которые вольно или невольно, но оказывали помощь членам НВФ.

«Комиссия открыта для тех, кто готов порвать с незаконными вооруженными формированиями. Если человек придет в правоохранительные органы, чтобы оформить явку с повинной, комиссии гораздо проще будет оказать ему всю возможную помощь.

Человек должен явиться туда добровольно и лучше – с адвокатом», - отметил президент Адвокатской палаты КБР.

Еще одно условие: заявитель не должен совершать тяжких и особо тяжких преступлений, и тогда возможно предусмотренное законом прекращение уголовного преследования. Тогда комиссия старается оказать и дальнейшую помощь: в трудоустройстве, обучении или переобучении, возможно, смене места жительства.

«Конечно, в первую очередь для заявителя обязательна искренность. Пытаться обмануть членов комиссии или что-то от них скрыть просто не имеет смысла», - подчеркнул Х. Евгажуков.

Как отметил в разговоре Х. Евгажуков, пособничество членам НВФ представляет серьезную проблему для республики, где принято никому не отказывать в помощи, еде и ночлеге. И где при этом чуть ли не каждый десятый является твоим дальним родственником, либо одноклассником, либо одногруппником.

«У каждого получается огромный круг общения и, если каждого, кто чем-то помог человеку из бандподполья, при этом не зная, что помогает члену НВФ, считать пособником, то посадить нужно полреспублики», - отметил Х. Евгажуков.

При этом, подчеркнул президент, многие из тех, кто хотел бы вернуться к нормальной, мирной жизни, опасаются сотрудников правоохранительных органов. И не зря, поскольку полицейские по понятным причинам относятся к ним, как к врагам во время войны. Х. Евгажуков отметил, что многие настолько боятся правоохранителей, что, даже не совершив серьезного преступления, предпочитают уехать из республики подальше.

Президент подчеркнул: здесь недорабатывает МВД, которому необходимо чаще напоминать людям, кто находится в розыске и с кем не стоит контактировать.

«Крошечные фотографии на машинах ДПС очень трудно разглядеть. Стоило бы вернуть к жизни стенды «Их разыскивает полиция», на которые люди всегда обращают внимание. Правоохранителям стоит почаще обращаться через СМИ к населению с напоминаниями о том, к чему могут привести контакты с подозрительными людьми и оказание им любой помощи», - подчеркнул Х. Евгажуков.

«Люди должны быть хорошо осведомлены», - добавил президент Адвокатской палаты КБР.

© РИА «Кабардино-Балкария», 2016

Поделиться новостью

Информация

Z Скорбим Адаптационная комиссия

Нужна помощь